Красный Пояс Интернет

представляет:

Херлуф Бидструп за и против...


для просмотра картинки щелкните "мышью" по ее уменьшенному изображению


С альбомом в руках...

(из предисловия к книге "Херлуф Бидструп. Рисунки")

Нужно ли представлять нашим читателям Херлуфа Бидструпа? Нет, конечно же. Достаточно вспомнить плакат «Книг Бидструпа в продаже нет», постоянно ограждавший продавцов в книжных магазинах от бесконечных вопросов почитателей его таланта. Эта популярность не создавалась искусственно, не навязывалась извне. Мы не так уже часто устраивали его выставки (я помню только одну, да и то небольшую). Мы редко публикуем в печати статьи об его творчестве, я почти некогда не видел его портретов в наших газетах. И, тем не менее, этого красивого, седоволосого, голубоглазого человека узнают на улицах. «Я знаю только одного датчанина, который мог бы состязаться c вами в популярности — это Гамлет, принц датский!» — сказал Бидструпу человек, остановивший его на московской улице, чтобы попросить автограф.

Та небольшая выставка работ Херлуфа Бидструпа, которую я упомянул, устраивалась в Москве в связи с пятидесятилетием художника. Ее посетило двести восемнадцать тысяч человек. В эти дни наши газеты печатали рисунки Бидструпа или небольшие статьи о нем. Автором одной из них был и я. И вот, вскоре я получил на адрес газеты письмо с далекой сибирской стройки. Прочитав обратный адрес на конверте, моя мать просияла: «Вот она география известности?» Но материнское тщеславие зажглось ненадолго и меркло по мере того как я вслух читал письмо: «Уважаемый товарищ художник! У меня к вам большая просьба! Не можете ли вы прислать мне книгу с автографом великого датского художника Бидструпа...»

А ведь бывает и так: критика навязывает вам художника, постоянно и настойчиво напоминая о нем, о его персоне, творческом пути, новых работах... и все понапрасну. А Бидструп сам, ничего для этого не предпринимая, кроме своего ежедневного, ежечасного труда, проник в сердца людей, стал их любимым художником. Мы знаем Бидструпа главным образом как автора злободневных карикатур, сатирических серий. Бидструп — мастер политической сатиры, и его рисунки, часто не требующие ни строчки пояснительного текста, печатаются в газете датских коммунистов вместо международных обозрений, а иногда и вместо передовой статьи. В чем особенность творческого почерка Бидструпа? Захваченные развитием сюжетов его остроумных изобразительных рассказов, мы забываем о форме, о столь индивидуальной бидструповской манере. Но достаточно представить себе, что кому-то захотелось бы подражать этой манере, и сразу выяснится, насколько это трудно при кажущейся простоте и ясности.

Бидструп — борец за мир в самом точном значении этих слов. Он всегда на посту, его ненавидят враги мира, он бичует ало, социальную и любую несправедливость, он высмеивает маленькие человеческие слабости и злые пороки. Но юмор Бидструпа не только разящий — ему свойственны доброта и глубокая человечность. Вглядитесь в те его рисунки, где присутствуют дети, или девушки, или матери. Именно об этих рисунках Бидструпа сказал как-то Мартин Андерсен-Нексе:

«...они исполнены такого человеческого тепла, без которого даже самая прогрессивная политика не радует и не греет». Удивительное знание человеческой психологии позволяет Бидструпу не только заглядывать «за жилетку» своих персонажей, но и учитывать психологию зрителей. Ему удается на протяжении пяти или восьми рисунков рассказать нам целую комическую или трагикомическую историю, описание которой потребовало бы многих страниц. Это происходит не только потому, что Бидструп подчиняет каждую деталь развитию сюжета, но он при этом умело подхлестывает, активизирует наше воображение. В послесловии к изданию сатирических серий Бидструпа, изданному в ГДР (автор Вальтер Хейновски), я прочитал следующие слова: «...мы как бы сидим в кино Бидструпа, оплачивая вход своей фантазией и силой своего воображения». И еще мне понравилась концовка этой статьи. Я позволю себе ее процитировать: «Датчанин Херлуф Бидструп — чрезвычайный и полномочный посол Юмора. Он аккредитован у всех веселых людей мира. А веселыми, в лучшем смысле этого слова, можно сегодня назвать тех людей, которые в своем завтра видят Будущее».

Наряду с политической сатирой Бидструпа, с его жанровыми, юмористическими рассказами без слов на страницах «Ланд ог фольк», появляются время от времени репортажи из путешествий по разным странам мира или по дорогам и городам Дании. Интерес к путешествиям возник у Бидструпа гораздо раньше, чем возможность путешествовать — в раннем детстве, когда он слушал рассказы отца, которого не столько «охота к перемене мест», сколько нужда долго носили по миру ив страны в страну, пока семья не осела в Дании.

Возможность путешествовать пришла к Херлуфу Бидструпу только после окончания второй мировой войны. И каждое посещение чужой страны приносило обильный урожай наблюдений, впечатлений в рисунках.

Об этой стороне его творчества пишут обычно меньше, чем об его политических карикатурах или сатирических сериях, где Бидструп сочетает в одном лице художника, сценариста и режиссера. Он поражает нас своей изобретательностью, выдумкой, поистине неисчерпаемой фантазией. Но эти качества не рождаются сами по себе. Даже подаренные природой, они не развиваются без наблюдательности, без точного глаза, без умения видеть. В этой наблюдательности — секрет глубокого проникновения в психологию человека. Наблюдательность же в свою очередь питалась и обогащалась непрерывной фиксацией наблюдений. Еще в школе, а затем в Академии художеств, штудируя рисунок я живопись по застывшим фигурам натурщиков, Бидструп пользовался любой свободной минутой, чтобы делать наброски а карманный альбом. Он рисовал на улице, в автобусе, на лекциях — всюду, где двигались, смеялись, разговаривали, жили своей жизнью люди. Иногда он, как зачарованный, ходил за одним каким-нибудь человеком, изучая его походку, движения, пока тот не замечал своего преследователя и не пускался наутек.

Все, что смешит, радует, удивляет нас в рисунках Бидструпа, самые невероятные, комические ситуации, самые смешные персонажи, подсмотрены им у самой жизни, они лишь утрированы. Значит, было бы ошибочным считать репортажные работы Бидструпа неким дополнением к его главной, столбовой дороге в искусстве. Эта область не только имеет право на самостоятельное существование, но несет в себе некий изначальный смысл, она представляет собой ту питательную среду, из которой рождаются столь реалистические гиперболы и столь правдивые фантазии. К качествам сценариста и режиссера художник приобретает еще навыки репортера. В этих работах, как и во всех других, отчетливо выражена политическая позиция Бидструпа, его причастность к той стороне баррикады, которой он раз и навсегда отдал свое оружие. И, как всегда, он сосредоточивает все свое внимание на людях. Его не прельщают знаменитые архитектурные памятники, прославленные красоты природы, он не прибегает к помощи декоративных эффектов, хлесткого штриха, особой игры света и тени. Штрих его путевых набросков, как всегда, четок настолько, чтобы рисунок мог выдержать любое уменьшение. Зато удивительно тонки и многообразны нюансы бидструповского юмора.

В этих репортажах в полной мере проявляется еще одна черта Бидструпа, Он — одаренный литератор. Разве его серии без слов не талантливые рассказы? А когда рисунки сопровождает короткий текст, то каждая фраза, каждое слово снайперски точны я поразительно емки. Вот, например, комментарий к серии рисунков о Дании. Он начинается так: «Дания маленькая страна, густо населенная велосипедистами». А вот подпись к другому рисунку: «Гуманисты консервативно-социал-демократического толка без колебаний увидят в изображенной рядом женщине закованную в цепи советскую рабыню. Однако это всего лишь совершенно безопасные для личной свободы бублики, которые она несет из булочкой».

Рисунки Херлуфа Бидструпа из путевых альбомов, его остроумные комментарии и подписи к ним — прекрасный пример международного репортажа в самом широком и лучшем значении этих слав. Много' лет 'назад, когда Херлуф Бидструп отмечал двадцатилетие своей деятельности как газетный рисовальщик, его Друг — писатель и художник Ханс Шерфиг — сказал: «...если бы Бидструп был сейчас уже стариком, и то можно было бы поражаться тому, чего он достиг, как много сделал».

Уже тогда на его счету были тысячи карикатур и сатирических серий, иллюстраций к детским книгам, к произведениям своих земляков и современников, к мировой классике, рисунки — репортажи о путешествиях.

Херлуфу Бидструпу еще далеко до старости, но результатов его трудов хватило бы сейчас на две человеческие жизни, на двух вполне трудолюбивых и плодотворных художников. Я знаю, что и это издание трудов Херлуфа Бидструпа будет иметь успех. Едва увидев свет, оно сразу станет библиографической редкостью. И снова, возможно, ко мне придет письмо откуда-нибудь из дальней дали: «Уважаемый товарищ художник! У меня к вам большая просьба!..»

Орест Верейский

1969 г.

Так за что же и против чего Херлуф Бидструп? За честность, доброту, порядочность, честный труд, за мир, за социализм. И против глупости, жадности, лени, несправедливости, эксплуатации трудящихся, против мерзостей капитализма. Можно много говорить о прекрасном датском художнике, но давайте лучше обратимся к его работам - они способны рассказать гораздо больше...






Частная инициатива (1961)

Грязные и чистые руки (1957)

Могучие руки революции (1960)

Состязание в беге (1956)

Стоп! (1962)

Новая победа дела мира (1962)

Силы мира (1953)

Добро пожаловать на Луну! (1966)

На ракетной тяге (1961)

В Октябрьскую годовщину (1962)

Символы социализма (1963)

Последние известия по радио (1949)

7 Ноября (1959)

- Наконец-то удалось уидеть и затылок! (1959)


Вернуться назад на страницу "Тур карикатур"

Вернуться на главную страницу (Красный Пояс Интернет)

Hosted by uCoz